в начало
Информация

Денис Лапицкий

Впечатление от книги двойственное...
(рецензия на книгу "Время игры")


Василий ЗВЯГИНЦЕВ "ВРЕМЯ ИГРЫ". Серия "Времена выбирают" (а также "Абсолютное оружие"). Издательство "Эксмо", 2001 год.

Впечатление от книги двойственное. С одной стороны, ещё раз убеждаешься, что пресловутое "правило сиквела" мало кому удаётся нарушить - и Звягинцев здесь не исключение, ибо любая из книг создаваемого им цикла уступает первой, "Одиссей покидает Итаку". С другой - повествование о Новикове со товарищи, кажется, получает новый импульс в развитии. А теперь - подробнее.

После того, как в 2000-м свет увидели "Бои местного значения", стало ясно, что тема "приключения в 20-х годах" исчерпывает себя, и необходимо либо вводить в повествование новых героев и менять место (а если исходить из главной идеи цикла - то, скорее, время) действия, либо ставить окончательную точку. То есть, конечно, при той популярности, какую эпопея Звягинцева имеет в стране, автор мог бы на протяжении пары-тройки лет, особо себя не утруждая, "нашлёпать" ещё несколько книг, которые с высокой долей вероятности были бы раскуплены читателями. И, честно говоря, в этом не было бы ничего неожиданного (ведь "творят" таким нехитрым способом книгу за книгой Бушков и Головачёв) - разве что некоторая обида осталась бы от обманутых надежд. Но Звягинцев предпочёл попытаться "сохранить лицо", за что ему отдельное спасибо.

Так появилось "Время игры". По всей видимости, это промежуточное произведение, в котором Звягинцев "перекидывает мостики" для своих героев из начала XX в середину XXI века. Действительно, тема 20-х годов и белогвардейско-большевистского противостояния (хотя какое это противостояние, если члены одной честной компании играют за обе стороны - Новиков и Шульгин за "белых", а Левашов за "красных") себя, как было сказано выше, практически исчерпала - даже Новиков в своих "Записках:" об этом обмолвился. Действительно, Звягинцев перебрал уже всё, что можно - и боевые операции, и скрытые акции спецслужб, и даже подробное описание ремонта кораблей. Да и антураж эпохи создавать становится труднее, потому что автор и здесь, похоже, рассказал всё, что ему было известно о том времени - хотя, кто знает:. Поэтому переход в "новую реальность" оправдан. Однако автор, по всей видимости, предпочёл идти по испытанному "экстенсивному" пути. Перебрасывая героев в середину XXI века, он исправно начинает описывать быт, нравы и так далее - то есть садится на своего излюбленного конька, ведь совершенно таким же образом были представлены и 20-е в "Разведке боем" и других романах, и 40-е годы в "Одиссее:". Но там автор использовал свое, не побоюсь этого слова, отличное знание эпохи и всех жизненных реалий. А как придётся поступать, когда речь зайдёт о будущем? Он уже попытался показать XXI век в "Праве на смерть" - и, откровенно говоря, картинка не впечатлила. Думается, что проверенный способ может здесь и подвести.

Кажется, сейчас автор, подобно витязю, стоит на своеобразном распутье: либо действовать по старинке, то есть попробовать разыграть сценарий, схожий с использованным при описании приключений в 20-х годах, но "в новом оформлении", либо сделать какой-то неожиданный ход. Надеемся, что у Василия Звягинцева, писателя неординарного, хватит сил, чтобы пойти по второму пути.

Но это ещё не всё - ибо мы практически не затронули героев книги. К сожалению, приходится признать, что главные герои книги - а это Новиков и Шульгин, плюс в какой-то степени Ирина (Левашов, Воронцов, Берестин, Лариса и Наталья во "Времени игры" практически не участвуют) - постепенно всё меньше и меньше похожи на самих себя в том виде, в котором мы знаем их по первой книге эпопеи. И дело здесь отнюдь не в том, что у Андрея и Александра всё больше проявляются их необычные способности, благодаря которым они способны контактировать с Держателями. Нет, просто автор попал в некоторую зависимость от своих персонажей - он ВЫНУЖДЕН делать их от книги к книге всё более и более рафинированными, одарёнными, умными, искушёнными в политике, психологии, философии, etc. И от этого они становятся всё более холодными и неестественными - потому что уж слишком многое умеют. Согласитесь, непросто поверить в то, что сотрудник института (пусть не простого института, и пусть даже обладающий некоторыми специфическими качествами вроде способности к гипнозу), коим являлся Шульгин, способен лихо "колоть" лучших агентов отечественных и иностранных спецслужб (в частности, самого Сиднея Рэйли), участвовать в подготовке и проведении масштабных войсковых операций, а в промежутках между победительными похождениями конструировать оружие, превосходящее лучшие мировые образцы:.

Кому как, а лично мне главные герои эпопеи всё больше напоминают: роботов. Тех самых роботов с парохода "Валгалла", которые обладают навыками лучших специалистов в любом деле, и способны заткнуть за пояс любого, стоит только ввести нужную команду. Так и Шульгин: нажал на кнопку - вот тебе Сашка-ниндзя. Нажал на другую - вот тебе Сашка-конструктор, Сашка-суперагент, Сашка-философ:. И с Новиковым та же ситуация.

Наконец, довольно забавно выглядят сетования Новикова на то, что, мол, ничего из изобретенного людьми после 30-х годов XX века (кроме успехов в медицине) не улучшило жизнь человечества. Однако это не мешает самому Новикову и его друзьям напропалую использовать компьютеры, новейшее оружие. А уж без хитроумных инопланетных приборчиков и творений Левашова они вообще как без рук. То есть человечеству плоды прогресса жизнь не особо улучшают, а нашей честной компании - очень даже.

Словом, как и было сказано в начале - впечатление от книги двойственное...

Денис Лапицкий


© статья взята с сайта "Архивы Кубикуса".

Информация
На сайте работает система Orphus
Если вы заметили орфографическую или какую другую ошибку в тексте,
то, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой мышкой и нажмите Ctrl+Enter.